Как побороть страх перед ЕГЭ. Советы клинического психолога

На этой страничке мы расскажем вам: В чем проявляется страх перед экзаменами. Как преодолевают экзаменационное волнение. Что советуют западные психологи студентам перед экзаменам. Глава из книги Ю. Если у вас трясутся руки пред экзаменом по каллиграфии, то вам не стоит пытаться копировать почерк древних мастеров - лучше попробуйте перенять их дух. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: Недавние исследования ученых из медицинской школы Хьюстона США показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходит нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.

Как успокоиться и не нервничать перед экзаменом? Советы психолога

Дарья Гладких Ученик , закрыт 5 лет назад Дополнен 5 лет назад При этом как такового страха нет. Но на экзамене или пару часов до, начинается паника, слезы сами текут, всю трясет, или давление падает, или мутит, или в обморок падаю, или даже кровь из носа. Я не знаю что делать!

Психокоррекция (улучшение памяти, страх перед экзаменом, трудный ребенок); - Уникальный способ введения косметических средств.

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы комментировать. В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Показано, что учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде экзамены, контрольная работа, диктанты и т. Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что проблема экзаменационной тревожности еще не получила должного внимания и не нашласвоего отражения в отечественной науке [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Ситуативная тревожность —это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной ситуации, высокая ситуативная тревожность мешает ученику в ситуации экзамена, и можетвызвать чувство страха [2, 4]. С другой—психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации и переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности например, провале на экзамене [8].

Важнейшими задачами, стоящими перед старшими школьниками, являются самоопределение, выбор будущей профессии, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения и формирования готовности к инновационной деятельности [1, 2, 3]. Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками.

Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов.

Избавление от страхов Однажды прекрасная принцесса сидела на богато украшенном берегу пруда возле своего дворца. Она наклонилась над водой и залюбовалась красотой своего отражения на кристально чистой и неподвижной поверхности пруда. Вдруг корона соскользнула у нее с головы и упала в воду с громким всплеском. Принцесса позвала слуг, чтобы те вытащили из воды драгоценную корону. Слуги попрыгали в воду и яростно пытались найти корону, хватали все подряд и разгоняли волну своей неуемной прытью.

Психокоррекция и фобии; Работа со страхами; Упражнения сдаче экзаменов);; страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);; опасения.

Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащённый пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменом. Проведённые в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: Недавние исследования учёных из медицинской школы Хьюстона США показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходит нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.

По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно- сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Согласно его исследованиям, данная картина выявляется и у студентов, испытывающих страх перед предстоящим экзаменом: Этот тип реакции на экзамен наблюдался в основном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом, не способных выдержать сильных нагрузок.

То ко второму- третьему экзамену у них, как правило, наступало запредельное торможение, сопровождающееся пассивностью и резким упадком сил и настроения. Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психологических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.

Американский психолог Саразон установил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента:

Глава 6. Помощь подростку в преодолении трудностей взросления

Великая Эпоха Экзамен — это жизненное испытание, которое означает, что нам надо стать выше себя прежнего и подняться на новую ступень. Не волнуйтесь, давайте вместе посмотрим страхам в лицо. Экзамен — это жизненное испытание, которое означает, что нам надо превзойти себя прежнего и подняться на новую ступень. Экзамены сдают на протяжении всей жизни, даже взрослые люди, но студентам приходится труднее всего, скорее всего, потому, что они не справляются со своим страхом.

На самом деле, экзамены — вовсе не смертельная вещь. Всё дело в самом страхе.

Перед членами групп тренинга умений ставят цель – выработать такие .. как страх перед публичными выступлениями (Paul, ), боязнь экзамена.

Экзаменационный стресс — как фактор повышения тревожности личности в учебных группах. Практические методы коррекции экзаменационного стресса. Программа коррекции экзаменационного стресса и оценка её эффективности. Введение Теоретическая актуальность темы данной работы обусловлена тем, что проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности.

С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах В. Психологи заметили, что обучение познание нового, проверка полученных навыков и умений всегда сопровождается повышением тревожности. Здесь тревожность - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника.

Коррекция школьных страхов

Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. У вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Какие чувства вы испытывали при этом? Ученики должны продолжить фразу:

Те же, кто испытывает социальные страхи, фобические расстройства и склонность к депрессии — данный психологический тренинг перед экзаменами.

Отрывок книги Юрия Щербатых"Психология страха". Перед тем как начать разрабатывать методику уменьшения страха перед экзаменами, интересно было узнать, каким образом эту проблему решают сами студенты. Вначале студентам предлагалось сесть поудобнее и сконцентрироваться на своем дыхании. В течение трех-пяти минут нужно было как можно дальше проследить за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком и дышать при этом легко и естественно.

Трудность этого на первый взгляд простого упражнения состоит в том, что попытка проследить за процессом деятельности дыхательных мышц приводит к нарушению естественного ритма их работы: Опыт как наших исследований, так и других авторов, работавших с предстартовыми состояниями спортсменов, показывает, что подобная концентрация на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер и отвлекает тревожных студентов от негативных мыслей по поводу результатов предстоящего экзамена за счет переключения внимания с внешних процессов на внутренние.

Через несколько минут, когда вызванное экзаменами возбуждение несколько уменьшалось, студентам предлагалось вслед за психологом мысленно, про себя, произносить формулы самовнушения: Затем студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела студенты концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: После достижения приемлемого уровня расслабления следовало несколько активизировать организм.

Для этого надо было сесть более прямо, немного развести лопатки и приподнять подбородок, после чего повторить про себя раз: Это упражнение устраняло избыточную расслабленность мышечной системы, которая могла иметь место после второго этапа психологической подготовки, и придавало студентам ощущение уверенности в своих силах. При этом человек должен был представлять, как вместе с вдохом он забирает расслабленность и мягкость из своего тела, а на выдохе резко удаляет их наружу.

Коррекция экзаменационного стресса

В течение жизни сдавать экзамены приходится каждому человеку. И практически нет человека, который не испытывал бы страха перед экзаменом. Конечно, волнение у всех проявляется по—разному, но, когда нам предстоят нелегкие испытания, чувствовать беспокойство в порядке вещей. Отметим, что экзамены — это стресс не только для самого сдающего, но и для окружающих его людей — родителей или других родственников. В дальнейшем будем говорить и о собственных возможностях человека по регуляции своего предэкзаменационного состояния, и о тех способах смягчения стресса, которые могут обеспечить ребенку родители.

Итак, экзамен, по мнению Г.

числе и с точки зрения процессуальности протекания страхов (стадии преддействия, действия и .. Страх перед «экзаменами». 5,3. 5, 4, 4,52 . 6.

Психокоррекционная программа Страница 1 Цель программы: Провести комплекс коррекционных мероприятий способствующих снижению тревожности перед экзаменом, обретению уверенности в себе. Данная программа предусматривает 2 встречи в среднем по 50 минут. Это исходное и базовое условие хорошей коммуникации и сотрудничества, что позволяет сделать любое общение экологичным и результативным. При этом, по мнению специалистов, по нейролингвистическому программированию, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным и едва ли не главным условием осуществления эффективной психокоррекции.

Подстройка к физиологии соответственно партнёру:

Страх перед экзаменом