Почему мы боимся мистики: страх перед мистическими явлениями Ч.1

Юрий Викторович Щербатых, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Центра экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности Воронежское отделение. Александр Данилович Ноздрачев, академик, заведующий кафедрой общей физиологии Санкт-Петербургского государственного университета. Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т. Некоторые философы например, С. Мы попытаемся свести воедино имеющиеся к настоящему времени взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в человеческом обществе. Поскольку страх — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур. Первоначально считалось, что в нервной системе имеется один центр, активация которого вызывает страх и реакцию избегания пугающего объекта. Впоследствии американский исследователь Х. Дельо в опытах на обезьянах показал, что в головном мозге имеются две отдельные структуры, одна из которых запускает реакцию страха, а другая — бегства. Смирнов подтвердил значение миндалин в возникновении эмоций у человека.

5. 2. Новые образы человеческого страха

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ. Ранний фрейдизм также различал два вида страха - перед внешней опасностью и глубинный иррациональный страх. Последний как и сартровский страх есть страх перед самим собой.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или . Страх понимается и как одно из возможных состояний человеческого бытия. .. называющегося „невроз страха“»; Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти .

Страх, как феномен индивидуального сознания, есть трагический страх, именно потому, что бытийствование носит трагический характер. Но вместе с тем, страх несет конструктивное значение, которое заключается в том, что страх открывает исходную целостность, единство сознания, которая есть его сущность."" . , , . , , , . Философия Библиографическая ссылка на статью:

3. Феномены человеческого бытия

Толстой в своей концепции непротивления противопоставлял страху перед Богом страх перед государственными организациями в качестве приоритетного. Ильин же считал, что такая оппозиция невозможна, так как божественные заповеди исполнимы лишь при некотором экзистенц-минимуме устрашения злодеев государственными законами. Бердяев считал, что в числе многих определений человека может быть и определение его как существа, испытывающего страх.

И это можно сказать про все живое.

ФЕНОМЕН страха В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА. Страх, как столь значительное динамики человеческой экзистенции в теологическом контексте.

Помощь в написании работы, которую точно примут! Введение Актуальность темы исследования. События последнего столетия свидетельствуют о том, что наука и общество столкнулись с фактом глобализации чувство страха в созданный самим же человеком мира. Страх становится объективным фактором, который влияет на процессы общественной жизни. Это мнение подтверждается не только страхом современной цивилизации перед террористическими актами, глобальными войнами, экологическими катастрофами, технико-экономической глобализацией, но, прежде всего, переоценкой места и значимости обычного человека в оси-бытия.

Переосмысление отношений человека с самим собой, с другими людьми и обществом в ситуации разрушения общечеловеческих моральных норм, жизни с двойными, тройными жизненными стандартами и принципами, непривычной для человека ответственности за свободу своего выбора принимает шизофренический характер. И поэтому такое положение вещей вводит человека в аффективное состояние, где аргументы разума не действуют.

В этом случае ее жизнедеятельность опирается на навязанные индустриально-государственные стандарты, которые, в свою очередь, не учитывают свободу воли человека. Итак, человек в. Все признаки"цивилизации страха" имеет и украинское общество.

Быстрая помощь студентам

Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности.

Страх — врожденная эмоция, необходимая для выживания. Но в человеческой культуре страх вышел за рамки биологической функции и испугались грома и придумали что боги — источники этого феномена.

Метафизическая природа феномена страха. Раскрытие основных понятий"страха" в работах С. Фрейда Метафизическая природа феномена страха. Фрейда Введение Актуальность темы исследования. События последнего столетия свидетельствуют о том, что наука и общество столкнулись с фактом глобализации чувство страха в созданный самим же человеком мира.

Страх становится объективным фактором, который влияет на процессы общественной жизни. Это мнение подтверждается не только страхом современной цивилизации перед террористическими актами, глобальными войнами, экологическими катастрофами, технико-экономической глобализацией, но, прежде всего, переоценкой места и значимости обычного человека в оси-бытия. Переосмысление отношений человека с самим собой, с другими людьми и обществом в ситуации разрушения общечеловеческих моральных норм, жизни с двойными, тройными жизненными стандартами и принципами, непривычной для человека ответственности за свободу своего выбора принимает шизофренический характер.

И поэтому такое положение вещей вводит человека в аффективное состояние, где аргументы разума не действуют. В этом случае ее жизнедеятельность опирается на навязанные индустриально-государственные стандарты, которые, в свою очередь, не учитывают свободу воли человека. Итак, человек в. Все признаки"цивилизации страха" имеет и украинское общество.

Что мы знаем о страхе? Часть 1

Страх перед неопределенностью или неизвестностью: Сегодня учеными и медиками обнаружено и классифицировано такое количество всевозможных, присущих человеку, фобий, что невольно складывается впечатление, что страх это основная доминанта, полностью подчиняющая себе все психофизиологические процессы организма, либо оказывающая на них заметное влияние. Принято за аксиому, что страх это якобы ответ, реагирование человека на раздражители различной природы.

Да, если вы вздрогнули, например, от неожиданно хлопнувшей двери, причинно-следственная связь между страхом реакцией и стуком двери причина очевидна и бесспорна. Между тем человек зачастую испытывает, т. Особняком стоит такая разновидность фобий, как страх перед неизвестностью - нервозное ожидание будущего, и страх перед неопределенностью - реагирование на нетривиальную глобальную ситуацию в непосредственном настоящем.

В русской религиозной психологии проблеме страха также уделялось большое в человеческой жизни есть, по его мнению, порождение страха.

Психология страхов фобий нередко отождествляется с тревожными состояниями индивида, хотя страх и сопутствующий ему невроз имеют как минимум 2 составляющие, позволяющие вести речь именно про наличие навязчивой формы боязни: Обыденное чувство страха связано со значимыми для человека событиями — из-за этого и возникают переживания.

Страх на уровне фобии чаще связан с символическим смыслом и индивидуальной историей жизни отдельной личности. Некоторые из них проходят бесследно, как только он справляется с последствиями фобии. Другие могут привести к психическим нарушениям, снижению иммунитета и развитию серьезных заболеваний. Почему нас пугает триумф?

Феномены человеческого бытия

Мы все любим жизнь - сколько бы мы ни проклинали ее в тяжелые минуты - и потому боимся смерти. Воля к жизни и страх смерти тесно связаны между собой. Воля к жизни настолько глубоко укоренена в нас, что нам трудно подвергнуть эту жажду жизни рефлексии — она составляет сердцевину нашего существа. Но именно поэтому мы более ощущаем оборотную сторону этой воли к жизни - страх смерти, который обнаруживается со всей стихийной силой в минуты опасности.

Все живое любит жизнь и отвращается от смерти. Это - психобиологическая аксиома.

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех другие, как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, сознательной взрослой рефлексии феномена смерти, ни в коей мере не.

Это социальная болезнь современ — ного общества, пленяющая человека, отравляющая его сущест- вование. Средства для ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру. Именно поэтому число публи — каций и научных работ, исследующих феномены тревоги и стра — ха, повсеместно растет. Согласно общепринятому определению, тревога — это эмо- циональное состояние человека, сопровождающееся чувством неопределенной опасности. Развитию тревоги может способст — вовать нестабильность жизни, нарушение привычного хода со — бытий.

Реакцией на появления тревоги может стать усиление ак — тивности у одного человека или заторможенность у другого, при этом почти всегда она бывает неадекватна.

Психофизиологические особенности тревоги и страха

То есть, если мы видим птицу, например, ворону, то мы ожидаем, что у неё крылья, перьевой покров, клюв и она чёрного цвета. Если же представить себе, что у этой же вороны вместо клюва будет человеческий рот, пусть даже очень похожий на клюв, это будет на подсознательном уровне вызывать тревогу, поскольку полученная картинка в чём-то не совпадает с ожидаемой, и если это не что-то такое, что бросается в глаза явно, то тревога будет намного сильнее.

Вспомните фильм Альфреда Хичкока"Птицы". Казалось бы, что страшного в нём? А вот непонятное, совершенно нетипичное поведение птиц заставляет смотреть фильм с затаённым дыханием, потому что непонятно. Несоответствие происходящего ожидаемому результату - птицы должны бояться людей, а не нападать на них, и тем более действовать как единый разумный организм.

Авторы показывают, что значимость и сила страха во многом связана с когда он не был ещё отделён от среды, и страх как феномен культуры. в большей мере с реальной агрессией, человеческий страх стал.

Паскаль, — но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной — достаточно дуновения ветра, капли воды. Человек — существо, которое сознает свое место во Вселенной, и пока жив, сохраняет это сознание. Вся последующая философия была буквально пропитана этой мыслью Анаксимандра — ни Платон, ни Аристотель, ни Плотин не смогли бы без нее ничего создать. Наше сознание не хочет принимать неизбежности смерти. В своих упованиях, надеждах, мечтаниях каждый из нас как бы ставит себя над ними, побеждает их.

И тем ненавистнее становятся для современного человека фактологичность и необходимость смерти, сохранившей и перед лицом науки свой священный ужас и свою тайну. Дисгармония культурного сознания достигает максимума. Человек жаждет уверовать в то бессмертие , во что он уверовать уже не в силах, ибо власть научных истин над ним слишком велика.

Как побороть страх?